Поиск по этому блогу

Особенности работы музыкального руководителя в коррекционных группах

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста в процессе использования логоритмических упражнений на музыкальных занятиях

Сегодня с каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растёт количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением; растёт количество детей с заболеваниями, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее
эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении словарного запаса.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребёнка, но и способствует максимальному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста(пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика).
Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания.
Её основой являются речь, музыка и движение.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно – мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координация движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
«Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, наша задача состоит в том, чтобы путём особых музыкально – ритмических упражнений, приёмов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребёнка».(Гринер В. «Логопедическая ритмика для дошкольников»).
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровье сберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку. Итог – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровление каждого ребёнка.
По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его умении координировать движения. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем» «Деревья», «Мы листочки». «Башмачок», «Мы слепили снежный ком», «Звери на ёлке», а также ритмические игры для развития музыкально – ритмического слуха: «Капли», «Ёжик и барабан», «Мосток», «Лягушки» «Мороз», «Ритмическое эхо» и т.д.
Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры(«Поиграем веселей», «Весёлые игры» и т. д.), поскольку они построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие и радостные эмоции.
А игра на разных музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах работы ребёнок играет только на самых простых инструментах(маракас или колокольчики), в ходе дальнейших занятий ему становится доступным всё большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии (ложки, треугольник, металлофон и т.д.).Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях используются пальчиковые игры: «Обезьянки», «А воробьи чирикают», «Кот – царапка», «Моем, чистим зубы» и другие. Преимущество этих игр заключается в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение.
Большую помощь в коррекционной работе оказывают музыкально-дидактические игры, которые вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи. А также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре. Используются такие дидактические игры, как «Весёлые диски», «На чём играю», «К нам гости пришли», «Учитесь танцевать», «Наш оркестр» и др.
Для заинтересованности детей используются разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные и шумовые инструменты
Для развития звуковысотного звука: «Матрёшки пляшут»,»Медвежья семья», «Треугольник и барабан», «Угадай, на чём играю» и т.д.
Ритмический слух: «Шаловливые сосульки», «Следы зверей», «Ритмическое эхо» и т.д.
Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют совершенствованию у детей всех функций речи. А также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, совершенствуют общую и мелкую моторику. Чёткость и координированность движений. Ощущение радости, полученной ребёнком на занятии, усиливает успешность в устранении речевых нарушений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий